БлогNot. Задача об N ферзях: короткое решение на JavaScript с визуализацией

Помощь дата->рейтинг Поиск Почта RSS канал Статистика nickolay.info Домой

Задача об N ферзях: короткое решение на JavaScript с визуализацией

Задача состоит в размещении на квадратной шахматной доске размерностью NxN клеток N ферзей, не угрожающих друг другу. Частный её случай - известная задача о 8 ферзях.

И общая, и частная задача очень популярны при изучении программирования, так что в сети нетрудно найти множество вариантов решения. Предложенное ниже решение - во-первых, на Javascript, во-вторых - достаточно короткое и быстрое (см. функцию Queen), в-третьих - можно как скопировать список решений, так и посмотреть их на доске.

Размерность доски выбирается из списка, для досок меньше, чем 4x4, задача не имеет смысла, а для досок больше 11x11 резко увеличивается не столько время решения, сколько время вывода лога, так что выбирать можно размеры от 4 до 11 включительно. При желании можно модернизировать (отключить) вывод и поменять допустимые размеры досок в начале скрипта.

Извините, для работы приложения нужен включённый Javascript

Выберите из списка размер доски N, нажмите "Выполнить", а потом "Показать". В онлайн-версии вместо буквы 'Ф' показывается картинка с ферзём; если Javascript и картинки включены, но что-то не работает, проверьте, не блокируется ли скрипт каким-либо расширением браузера, например, AdBlock

Вот полный исходник приложения, нацарапанного сегодня.

<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251">
<script type="text/javascript">
var OCCUPIED = 1; //метка "поле бьётся"
var FREE = 0; //метка "поле не бьётся"
var ISHERE = -1; //метка "ферзь тут"
var OUTPUT = 1; //флаг "показать все решения"
var LOW_N=4;
var HIGH_N=11; //минимальный и максимальный размеры доски
var N=8; //размер доски по умолчанию
var Current = 0; //номер варианта решения для показа
var q; //будущие решения

function Queen(N) { //Реализация проблемы об N ферзях
 this.N = N;
 this.columns = new Array(this.N); //столбцы
 var numberOfDiagonals = 2 * this.N - 1; //число диагоналей
 this.diagonals1 = new Array (numberOfDiagonals); //диагонали доски
 this.diagonals2 = new Array (numberOfDiagonals);
 this.solutions  = new Array (); //решения
 for (var index = 0; index < numberOfDiagonals; ++index) {
  if (index < this.N) this.columns[index] = ISHERE;
  this.diagonals1[index] = FREE;
  this.diagonals2[index] = FREE;
 }

 this.run = function() { //метод для запуска поиска
  this.calculate (0);
 }

 this.calculate = function (row) { //метод для поиска всех возможных решений
  for (var column=0; column < this.N; ++column) {
   if (this.columns[column] >= 0) continue; //текущий столбец бьётся, продолжить
   var thisDiag1 = row + column;             
   if (this.diagonals1[thisDiag1] == OCCUPIED) continue; //диагональ '\' для текущих строки и столбца бьётся, продолжить
   var thisDiag2 = this.N - 1 - row + column;
   if (this.diagonals2[thisDiag2] == OCCUPIED) continue; //диагональ '/' для текущих строки и столбца бьётся, продолжить
   this.columns[column] = row; 
   this.diagonals1[thisDiag1] = OCCUPIED; //занять диагонали, которые теперь бьются
   this.diagonals2[thisDiag2] = OCCUPIED;
   if (row == this.N - 1) this.solutions.push(this.columns.slice()); //найдена последняя строка - есть решение
   else this.calculate(row + 1); //иначе рекурсия
   this.columns[column] = ISHERE;
   this.diagonals1[thisDiag1] = FREE;
   this.diagonals2[thisDiag2] = FREE;
  }
 }
}

function getline (solution) { //сформировать строку с решением
 var line = "";
 for (var j=0; j<solution.length; ++j) line += "(" + (j+1) + "," + (solution[j]+1) + ")";
 return line;       
}

function putline (text) { //добавить строку в лог
 document.log_div.log_area.value += text + "\n";
}

function main (N) { //решить задачу и показать отчёт
 q = new Queen(N);
 putline("Размер доски: " + q.N + "x" + q.N);
 var start = new Date().getTime();
 q.run();
 putline("Время вычисления: " + (new Date().getTime() - start) + "мс");
 putline("Количество решений: " + q.solutions.length);
 document.log_div.show_button.disabled=false;
 Current = 0;
 document.log_div.show_button.value="Показать ("+(Current+1)+")";
 if (OUTPUT) {
  for (var i=0; i<q.solutions.length; ++i) {
   var solution = getline(q.solutions[i]);
   putline(solution);
  }
 }
}

function putboard (N) { //метод для рисования шахматной доски на Javascript
 var s='<table align="center" cellpadding="0" cellspacing="0" border="1">'+"\n";
 var color='white'; if (N%2) color='black';
 for (var i=1; i<=N; i++) {
  s+='<tr>'+"\n";
  for (var j=1; j<=N; j++) {
   s+='<td align="center" valign="middle" width="32" height="32" nowrap style="background:'+
      color+'; color: red; font-weight: bold;"><span id="board_'+i+'_'+j+'">&nbsp;</span></td>';
   color = (color=='white'?'black':'white');
  }
  s+='</tr>'+"\n";
  color = (N%2==0?(i%2?'black':'white'):(i%2?'white':'black'));
 }
 s+='</table>';
 document.getElementById('board_div').innerHTML=s;
 
}

function click1() { //главная функция
 var N0 = parseInt(document.log_div.N_select.value);
 if (!isNaN(N0) && N0>=LOW_N && N0<=HIGH_N) N=N0;
 document.log_div.log_area.value = "";
 putboard(N);
 main(N);
}

function show1() { //показать решения на доске
 if (document.log_div.show_button.disabled==false) {
  var solution = getline(q.solutions[Current]);
  var reg = new RegExp("([0-9]+,[0-9]+)","g"); 
  var fields = solution.match(reg);
  for (var i=1; i<=N; i++) for (var j=1; j<=N; j++) document.getElementById('board_'+i+'_'+j).innerHTML='&nbsp;';
  for (var i=0; i<fields.length; i++) {
   var xy = fields[i].split(',');
   document.getElementById('board_'+xy[0]+'_'+xy[1]).innerHTML='Ф';   
  }
  if (Current<q.solutions.length-1) Current++; else Current=0;
  document.log_div.show_button.value="Показать ("+(Current+1)+")";
 }
}

//вывести форму приложения
document.writeln (
 '<div align="center" id="board_div" style="color: red"></div>'+"\n"+
 '<div align="center">'+"\n"+
 '<form name="log_div">'+"\n"+
 ' <textarea name="log_area" rows="10" cols="80" readonly></textarea>'+"\n"+
 ' <br>N='+"\n"+
 ' <select name="N_select">'
);
for (var n=LOW_N; n<=HIGH_N; n++) 
 document.writeln ('<option value="'+n+'"'+(n==N?' selected':'')+'>'+n);
document.writeln ('</select>');
document.writeln (
 '<input type="button" onclick="click1();" value="Выполнить"/>'+"\n"+
 '<input name="show_button" type="button" onclick="show1();" value="Показать" disabled/></form></div>'
);
</script>
<noscript><div align="center">Извините, для работы приложения нужен включённый Javascript</div></noscript>
картинка с ферзём wq.gif (29x29)
картинка с ферзём wq.gif (29x29)

А вот это при написании скрипта не пригодилось, но показывает любопытный способ формирования доски без таблицы и демонстрирует расстановку и обращение к фигурам, расставленным на доске. Скрипт говорит "true", если ферзи угрожают друг другу, иначе "false".

(в IE8 такая доска не сработала, а в альтернативных браузерах может "наезжать" на другую разметку)

<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251">
<div id='board_div2' style='color: red'></div>
<input type='button' onclick='click2();' value='ОК' />

<script type="text/javascript">
var Matrix = function ( options ) { //метод для рисования шахматной доски на Javascript
 var map = options.map, i, j;
 for ( i = 0; i < map.length; i++ ) {
  for ( j = 0; j < map[i].length; j++ ) {
   var div = document.createElement("DIV");
   div.style.cssText = 'float: left; width: 28px; height: 28px; background: ' + 
    (map[i][j] == 0 ? options.disabled : options.enabled) + '; ' + (j == 0 ? 'clear: both;' : '');
   div.eq = [i, j];
   document.getElementById(options.target).appendChild(div);
  }
 }
};
 
var T1 = [0,1,0,1,0,1,0,1], //2 соседних ряда доски
    T2 = [1,0,1,0,1,0,1,0];
 
Matrix({ //сделать доску
 map: [T1, T2, T1, T2, T1, T2, T1, T2],
 target: 'board_div2',
 disabled : 'white',
 enabled : 'black'
});
 
var X = 0; //количество ферзей
var P = []; //координаты

document.getElementById("board_div2").onclick = function (event) { // ставим ферзей
    var target = (event = event || window.event).target || event.srcElement;
    if (target.id !== "board_div2" && X < 2) {
        target.innerHTML = "Ф";
        P.push(target);
        X++;
    }
};

function click2() {
 if (X < 2) return alert("расставьте 2 ферзей");
 var x1 = P[0].eq[0], x2 = P[1].eq[0], y1 = P[0].eq[1], y2 = P[1].eq[1];
  //пример доступа к координатам
 alert( x1 == x2 || y1 == y2 || Math.abs(y1 - y2) == Math.abs(x1 - x2) ); 
  //true, если ферзи угрожают друг другу, иначе false
}
</script>

 Библиография задачи об N ферзях

 Здесь можно порешать "вручную" на досках разного размера


теги: javascript шахматы игра

комментарии (0)

24.10.2014, 14:51; рейтинг: 9588

  свежие записипоиск по блогукомментироватьстатистика

Наверх Яндекс.Метрика
© PerS
вход