БлогNot. Двойственность и вывернутость или Россия как задача

Двойственность и вывернутость или Россия как задача

Ладно, вот завтра займусь работой и чего-нибудь напишу о программировании. Сегодня тоже занят работой, но уже хватит, лучше чего-нибудь философского :)

К каждой нормальной задаче есть двойственная, конечно, не факт, что это имеет отношение к реальным свойствам мира, но к свойствам нашего мышления - точно. Беда в том, что второй стороны мы обычно не видим, откуда и проистекает большинство разногласий.

Недавно, например, все в едином порыве травили актёра, ляпнувшего, что национальная идея России - сила, наглость и хамство.

Судя по болезненности общественной реакции, попал он в самую точку, однако явно не договорил.

Сила должна дополняться слабостью, а хамство - застенчивостью, иначе картина получается слишком односторонней.

И действительно, сильны и наглы мы лишь по отношению к тем, кто слабее, а вот к паре-другой наглых инородцев рассеянцы поразительно "толерантны" и трусоваты, в отношении же защиты своих прав перед любой, даже самой мелкой чиновной гнидой, они также удивительно скромны и застенчивы, что, собственно, и позволяет этим гнидам безнаказанно резвиться.

Уйдёт это - уйдёт и вторая сторона медали, мы станем не столь хамоваты, хмуры и жестоки в отношении друг друга.

Но это мы отвлеклись, посмотрим на менее резонансные вещи, скажем, на символы и образы, которые, в общем-то, и формируют ту часть мышления, что заставляет нас считать себя членом некой общности - русских, татар, православных, атеистов, учёных, любителей макарон и т.п.

Например, берёза, растущая не только в России, всё же является именно её общепризнанным символом, равно как в животном царстве эта роль отведена медведю.

Но ведь оба этих символа пронзительно двойственны друг по отношению к другу!

Светлое, одухотворённое белое дерево, произрастающее из земли, почти не то, что "животное среди растений", а ангельское существо - и, в противовес, тёмный, страшный, косматый нутряной зверь, проводящий чуть не полгода в царстве Аида, даже не "растение среди животных", а живой ходячий корень какого-то хищного ствола...

Обратившись к русской литературе и искусству, мы также легко найдём там всего 2 типажа, из поколения в поколение воплощаемых нашими писателями, драматургами и режиссёрами.

Это юродивый шут и святой старец, даже если со сменой поколений их называют иначе.

Лучшие из наших гениев и известных персонажей истории - от протопопа Аввакума и памятных русских царей до Шукшина и Высоцкого, тоже как воплощали в себе обе ипостаси, так и в своём творчестве или работе всю жизнь метались между этими двумя крайностями, пытаясь найти синтез, который даст гармонию.

В принципе, те, кто на этой земле нашёл гармонию, именно и произвели соединение юродивого со святым, как самый почитаемый русский чудотворец Серафим Саровский, всех встречавший возгласом "Радость моя!" и друживший, кстати, с медведями :)

Народная жизнь в России, в том числе, моя и ваша, тоже строится из переходов между крайностями безудержного веселья и строгого поста, в какой бы форме это ни было выражено.

На низшем уровне - цикл пьянства и похмелья, на более высоких - ещё какая-нибудь смена маниакальной и депрессивной фаз - от бездельного "начала" и аврального "конца" квартала на производствах до бесшабашных "народных гуляний", сменяемых суровыми православными постами у верующих, от показушно роскошных "потёмкинских деревень", соседствующих с грязным безобразием общественных пространств, до нищих учительниц и продавщиц, выряженных не хуже голливудских моделей.

Отсюда, кстати, и русская мания планирования всего и вся, дающая хоть какую-то зацепку в этом мире крайностей.

Ну и общее после Паршева место о том, что годовой цикл у нас таков же, долгая студёная зима и короткое жаркое лето, требующее усиленной работы.

Первым по значению символом исторической России также не зря стал собор Василия Блаженного, по сути, точно воплотивший эту дилемму - яркий, нарядный, радостный снаружи и тёмный, холодный, тесный, неотапливаемый внутри.

А психологически разрешаются такие дилеммы, кстати, ни чем иным как чувством внезапного ужаса, только и способным быть реакцией на неожиданно прорвавшееся изнутри "настоящее", не приукрашенное бытие, как грязный медведь, с рёвом вторгшийся из своей подземной берлоги в нарядную весеннюю берёзовую рощу или выскочивший на вас из пафосной "сталинской" арки хулиган с ножом.

Вот чувство внезапного ужаса, чуждости, непредсказуемости бытия и заменяет в России "страх Божий". Это тоже проявляется во всём абсолютно, от нелепо сурового и угрожающего канцелярского языка любой из русских эпох до бессмысленных с точки зрения любой другой страны русских арестов 1930-х, по мелочи продолжающихся, кстати, и в наше время, и столь же странных - все эти блогеры, охотники за покемонами, Улюкаи и т.п.

То, что все описанные тенденции живы и сегодня, говорит о том, что система не погибла, но то, что действуют они слабо и карикатурно, на "счастливый" (то есть, "всё как раньше") исход надеяться не позволяет.

С точки зрения эзотерика, перестройка и последующие события были ни чем иным, как попыткой вывернуть душу России наизнанку, вынести потаённое безобразие наружу, чтобы внешнее благолепие ушло внутрь и эту душу обновило. Не зря по нелепой с любой другой (но не русской) точки зрения логике, начали именно с "гласности"–оглашения.

Решить задачу, в общем, удалось только наполовину - прорвавшийся вовне ужас сокрушил страну, но не заставил души воспарить к небесам, верней, заставил, но статистически не значимую часть.

Мы вновь стремительно обрастаем красивыми вещами и паршивеем духовно, а значит, исторические российские весы скоро придут в равновесие и заставят новые поколения решать всё ту же проблему совмещения вечно сверкающего огнями цирка с вечным постом в сердце. Но решать её придётся уже совершенно по-другому и в других условиях.

12.03.2018, 15:10 [1720 просмотров]


теги: философия россия символ эзотерика образ

К этой статье пока нет комментариев, Ваш будет первым