Юмористическая фантастика и вирус
Подобно тому, как идеальный хомячковый жанр в кино - тупая комедия, рисующая мир, в котором словно бы нет настоящего зла (а следовательно, не нужно всерьёз с ним бороться и вообще нет серьёзных вопросов, всяких там спасений души, мира и т.п.), почти идеальная хомячковая литература - это юмористическая фантастика, как ни один другой книжный жанр утверждающая неизменность человеческой жадности и ограниченности, а также крайней тупости империалистического социального устройства. Следовательно, одобряется и утверждается ироническое "постмодернистское" отношение к миру и отсутствие необходимости меняться.
Вторя причина столь большой популярности юмористической фантастики в РФ - она отлично воспроизводит национальный архетип сказки про Иванушку-дурачка, а на более серьёзное чтение остатки публики уже неспособны?
Психологически жанр тоже самый подходящий, ведь любимое дело хомячка - "не быть хомячком", точней, играть в это, будто он не хомячок, как у меня котёнок играет ночами в меня, для чего сидит в моём кресле перед компьютером и пытается попечатать на клавиатуре или попить из моего бокала.
Хочу уточнить, что я не отношусь к хомячкам плохо, стараюсь их лелеять, некоторую часть содержу, отчасти сам заражён хомячковыми генами, но понимаю их/нашу абсолютную бесполезность для дела эволюции.
Хорошая новость состоит в том, что в России почти всё можно перевести на "удалёнку" и мало что при этом страдает, всё равно 80% из нас заняты довольно бессмысленными перемещениями между офисом, домом и торговым центром, что окончательно подтвердит следующая неделя.
Пандемия была и 10 лет назад, и будет ещё каждые 3-4 года (хотя следующая-то произойдёт уже в изменившихся социально-политических условиях), но необратимые преобразования (как, например, и после теракта "11.09", тоже далеко не первого в истории) созрели, кажется, именно теперь, ведь не зря поднят такой инфошум.
Суть изменений - "новое средневековье" (только уже совсем без христианских декораций) и "крепостное право" по русскому образцу с "государственными крестьянами", к которому мир созрел благодаря соцсетям, "переселению народов" середины 2010-х и даже символическому поджогу Нотр-дам-де-Пари в прошлом году.
Всё более широкий переход от переставших иметь экономический смысл предпринимательства и свободы слова к гарантированной пайке с чертами социализма и собиранием новых "крепостных театров", в которых, впрочем, лишь немногие смогут сыграть роли с голосом, а остальные будут, в лучшем случае, живыми статуями. Распределительное потребление, Большой Брат в каждом смартфоне, дом-тюрьма на смену дому-убежищу-владению, но тюрьма "прозрачная" и подключённая к горизонтальной коммуникации с другими камерами.
Это не будет ни особенно жестоким (жестокость, как и всё не-синтетическое, тоже только для избранных), ни особенно страшным, собственно, пролы у Хаксли вполне счастливы. Интуиция подсказывает ещё, что всё это как-то связано с идеей Скинии, но тут без Валерия Борисовича не обойтись :) Существенно, что крамольные идеи не теряются, но интегрируются в систему как её необходимый элемент (можно сделать колбасу и совсем без мяса, но невкусно ведь даже пролам, несколько процентов мяса должно быть, для придания вкуса заточению, но без реальной смены элит, а с Навальным завалявшимся субпродуктом).
Но это мы отвлеклись. Какие мы знаем самые великие книги (а лучше циклы книг) в истории юмористической фанастики, если в применении к жанру вообще уместно говорить о величии? Вот только названия по памяти. Не про коронавирус же читать, и про Дворковича с отменой турнира надоело. Сейчас самое время почитать что-то из этого списка, а вовсе не "Чуму" Альбера Камю.
- Станислав Лем. Звездные дневники Ийона Тихого
- Станислав Лем. Кибериада
- Роберт Шекли. Цикл рассказов о Грегори и Арнольде (The AAA Ace Series)
- Терри Пратчетт. Плоский мир (Discworld)
- Дуглас Адамс. Автостопом по Галактике (The Hitchhiker's Guide to the Galaxy)
- Клиффорд Саймак. Заповедник гоблинов (The Goblin Reservation)
- Гарри Гаррисон. Крыса из нержавеющей стали (или просто Стальная Крыса, The Stainless Steel Rat Series)
- Гарри Гаррисон. Билл - герой Галактики
- Гарри Гаррисон. Мир смерти, он же Неукротимая планета (Deathworld)
- Роберт Асприн. Шуттовская рота (Phule's Company)
- Роберт Асприн. Мифы
- Фриц Лейбер. Мечи против колдовства, он же Фафхрд и Серый Мышелов (Swords Against Wizardry)
- Эрик Фрэнк Рассел. Оса (Wasp), Ближайший родственник, Зловещий барьер
- Джек Вэнс. Глаза чужого мира (The Eyes of the Overworld), да и вообще цикл Умирающая Земля (Tales of the Dying Earth)
- Генри Каттнер. Хогбены и все-все-все
- Джордж Мартин. Путешествия Тафа
- Филипп Фармер. Мир Реки (да-да, жесть сатира)
- Кристофер Сташефф и Лайон Спрэг. Дипломированный чародей
- Джеймс Уайт. Космический госпиталь
- Кит Лаумер. Ретиф
- Энтони Пиррс. Ксанф
Ну, классику космоопер вроде "Звёздных королей" Эдмонда Гамильтона как-то рука не поворачивается сюда включать :)
Что из нашего вспомнить? Без гугля вспоминается немногое:
- Михаил Успенский. Приключения Жихаря
- Ольга Громыко. Космоолухи
- Андрей Белянин. Меч без имени
- Михаил Бабкин. Слимп (или Слимерия)
- Андрей Дворник. Ефрейтор Порнов
- Виктор Пелевин. Омон Ра, Принц Госплана, может, ещё что-то
- Олег Дивов. Саботажник, Лучший экипаж, может, ещё что-то
- Евгений Малинин. Братство Конца
Вот я сколько макулатуры знаю (не всё в списке - макулатура!), а вы?
28.03.2020, 17:56 [1383 просмотра]