БлогNot. 10000 авторов навсегда

10000 авторов навсегда

В Российской империи перед революцией насчитывалось тысяч десять богословов, учёных монахов и просто светских литераторов, пишущих на церковные, околорелигиозные и морально-философские темы.

Такие книги имелись практически в каждом "грамотном" доме, которых было уже очень немало. Огромный пласт культуры, очень быстро исчезнувший целиком вместе с авторами и их творениями. Несколько крупных фигур, высланных "философским пароходом", конечно, уцелели, как и их книги.

Противостояла им, в общем-то, небольшая, крикливая и довольно бездарная кучка тогдашних диссидентов - нигилистов, социалистов и атеистов, все эти Чернышевские-Белинские и прочая шелупонь, читать которых не зевая всегда было почти невозможно.

В союзе советских писателей тоже было около 10 000 членов, творения которых издавались неслыханными как для царской России, так и для нынешних времён тиражами и вполне успешно потреблялись, ну, не считая трудов членов ЦК КПСС.

Иные из этих людей ещё живы, их никто не расстреливал и не высылал как это делали большевики с "представителями враждебной культуры" и их книгами -

“Из числа книг, пускаемых в свободную продажу в Москве, изъять порнографию и книги духовного содержания, отдав их в Главбум на бумагу”
В.И. Ленин, 13 сентября 1921 г. (Полн. собр. соч., т. 44, с. 119.)

но они забыты полностью как и все их произведения, ну, за исключением немногих "деревенщиков" и ряда честно писавших о войне фронтовиков плюс "сидельцев" ГУЛАГа.

А ведь в этой куче было немало золотых зёрен, меня, например, ещё до прочтения "блогов" Розанова удивляло, почему в каждой даже самой зачуханной книжонке хоть 2-3 удачных фразы да есть - и почему бы тогда не издавать только эти фразы?

Диссиденты же, честно говоря, в большинстве случаев по качеству художественной продукции "официальных" писателей далеко не превосходили, да и писали, в основном, в жанрах социальной сатиры или социального исследования. Но теперь многие из них едва ли не канонизированы.

Да, Войновича и Алешковского почитать весело, Солженицын размашист, а Амальрик всё верно пророчествовал, но это не те книги, которые возьмёшь с собой в могилу. Самые "сильные" писатели-диссиденты, кстати, сначала были "просто" писателями или журналистами, как те же Галич, Довлатов, Аксёнов и проч. И как Сталин был сначала семинаристом :)

Сейчас "писателей" больше, чем читателей, в моём "ЖЖ", куда я отдельно не пишу, указано, например, что он болтается где-то во втором десятке тысяч пользователей России, а ведь это только юзеры ЖЖ и все они хоть чего-то, да написали. Если выделить из них активное "ядро", которое кто-то читал кроме пары друзей и кота, то получатся, думаю, примерно те же 10000 авторов...

Практически все они ругают путинский режим, мечтают о жизни в нормальном национально-буржаузном государстве и порой описывают различные другие темы, главным образом, сатирические и фантастические, как диссиденты прошлого поколения (не-диссиденты которого, в свою очередь "выросли" из диссидентов 19-го века с их социальным пафосом). Что будет, когда эта третья "писательская" эпоха закончится окончательно, вытесненная видеоконтентом, да она и так уже заканчивается?

И кто сейчас являются теми "диссидентами" и "отщепенцами", из которых получится уже какая-то новая форма словесности, потому что совсем без словесности ещё ни одна культура не обошлась?

История не повторяется, и это уж точно не немногочисленные патриоты "новой России". Боюсь, что это скорее Сорокин с историями про копрофагию, Эдичка Лимонов с негром, в крайнем случае, Пелевин и иже с ним, люди, фактически заложившие мифологию нового цифрового космополитизма на русском языке. Его суть - исключительно... даже не умозрительная, а эмоциональная идентичность, никаких корней в унифицированном образе жизни и мыслей не имеющая, а потому сугубо виртуальная.

Чем меньше реальных культурных различий между людьми в образе жизни и характере потребляемой информации, тем яростнее они отстаивают выдуманные идентичности вместо размытых глобализмом "настоящих", и этот процесс далёк от завершения.

Ну а на дне этого яростного вихря эмоций и красок - всегда абсолютная пустота, потому что трудом, семьёй, общиной, идеологией или религией конкретная особь уже не формируется, но представляет собой медийного всечеловечка-видиотика.

В мире, построенном на эмоциональной идентичности, логики уже нет и взяться ей неоткуда, события происходят так же алогично, как в текстах Пелевина.

Омон Ра выбрался, в итоге, из фиктивного космоса, но на этом роман закончился, потому что идти ему теперь всё равно некуда.

В реальности же нам остаётся посмотреть, что произойдёт, когда наберётся десять тысяч действующих русскоязычных чернорабочих цифрового глобализма.

12.08.2020, 10:35 [1158 просмотров]


теги: история россия литература

К этой статье пока нет комментариев, Ваш будет первым