Сказка про Империю
Одну Империю населяли четыре расы - славоиды, чухноиды, кафказоиды и чуркоиды. О взаимоотношениях между ними и жизни Империи, держащейся, главным образом, на жёстком угнетении славоидного большинства при явном попустительстве "шалостям" остальных рас, написаны тысячи и тысячи книг. Ещё больше книг написано о стремительном крушении Империи, которому трудно найти аналоги в истории. В течение жизни одного поколения Империя из ведущей мировой державы превратилась в умирающую на разрушенной и загаженной территории Новую Республику, от которой откололось множество живущих нисколько не лучше, но якобы независимых "осколков"...
Исторические катаклизмы анализировать трудно, особенно будучи их свидетелем. Куда проще изучить работы историков периода краха Империи, пытаясь выявить в них системную ошибку, мешающую понять истинные причины распада. Историки видели основную проблему в чём угодно - в забюрократизированности системы, предательстве руководства, экономической несостоятельности имперской модели управления, происках внешних врагов, "генетической усталости" расы славоидов, на которых держалась в Империи вся черновая работа и т.д. Всё это, конечно, "имело место" и "играло роль". Но главную причину следовало искать по-другому, для начала, хотя бы, задав верный вопрос вместо классически-идиотских "Почему всё это началось?", "Что теперь делать?" и "Кто виноват?"
Богатейшие природные ресурсы, огромные территории, образованное и талантливое население, длительный период мира, огромный капитал для инвестиций, которые Империя делала во всём мире, кажется, лишь ускорили её развал. Что же произошло? Мы могли бы снова и снова повторять, что наша экономика в плачевном состоянии, народ обозлен и расстроен, он стал чрезвычайно нетерпим и так далее. Мы в очередной раз описали бы симптомы вместо причин.
Да, экономический развал, локальные войны, когорты "гуманистов" из всех рас, затеявших митинги, быстро переросшие в перестрелки, стали самыми очевидными причинами смены настроений в обществе, но корни уходят гораздо глубже.
Мне кажется, настоящий ответ в том, что мы все задали себе неправильный вопрос.
Полагаю, вопрос следовало бы поставить таким образом: почему ничего этого не произошло раньше? И тогда вопрос становится очень простым, его можно было бы перефразировать и так: какие изменения сделали возможным такой хаос? А на простой вопрос всегда есть простой ответ - падение Империи. Больше не существует верховной власти, принуждающей каждого держаться в определенных рамках. В течение долгого времени к голове каждого жителя Империи был приставлен пистолет. "Делай вид, что ты любишь своего ближнего, иначе мы тебя убьём", — твердила имперская власть. Не допускалось никакого недовольства, верхушка общества поддерживала этот порядок, а низы терпели. Не допускалось никакого прогресса. Да, экономика медленно разрушалась с нарушением торговых связей, постепенно падал общий уровень жизни, всё это усугубляло кризис, но крах вызвало совсем другое.
В течение долгого времени все расы, населяющие Империю, жили под надёжной защитой правительства. Но вот Империя снова и снова продемонстрировала своё бессилие. Никаких громких событий на большей части имперской периферии, собственно, не было, система просто зачахла, перестала существовать, словно воздушный шарик, из которого медленно выходит воздух.
Поскольку имперское правительство перестало управлять страной, каждая её часть оказалась предоставлена своей собственной судьбе.
Но какими средствами управления располагали все Новые Республики, включая и самую большую из оставшихся?
Прежде всего, выявилась огромная, зияющая нужда в знающих и политически благонадежных кадрах с про-республиканской ориентацией, которые смогли бы занять правительственные должности или пополнить кадры сил внутренней безопасности. Ведь Империя способствовала повышеной концентрации управления в центре.
Каждая Республика оказалась вынуждена нанимать на службу прежних имперских чиновников и военных. Хуже того, каждая из этих группировок стала создавать собственные мини-армии и службы безопасности. В большинстве своем в них вошли бывшие военнослужащие Империи, позже появились и военные, вышедшие в отставку уже из вооруженных сил Республики. Но мало кто из них по-настоящему лоялен по отношению к Республике. Вот почему людям очень быстро стало известно, что чиновники и военнослужащие не выполняют распоряжения власти. Как следствие, с республиканской властью не считается никто и ни в чём.
В Империи генералы и чиновники одновременно занимали несколько должностей, приносивших им власть и влияние. Они были директорами и управляющими, входили в состав разного рода контрольных палат. И сейчас, несмотря на то что они лишились своих имперских должностей и привилегий, они по-прежнему пользуются властью, которую дают им побочные должности.
Мы твердим, что Империя мертва, но в каждой Новой Республике тело её продолжает жить и после того, как голова отрублена. По-прежнему существуют всякие маленькие начальники, занимающиеся тем же, чем они занимались всегда. Но теперь эти полицейские чиновники и бывшие имперские бюрократы не несут ответственности ни перед кем и ни перед чем вообще. Ведь высшего начальства, которое может наказать их, если они зарвутся, больше не существует. И они входят во вкус от своей безнаказанности. Они могут делать всё, что захотят, чувствуя себя при этом в полной безопасности и зная: имперские бойцы не взломают их дверь и не арестуют их. Они могут мстить Республике за зло, причинённое им. Вот в чем корень проблемы.
Испокон веков именно сильное центральное правительство удерживало различные расы обитателей Империи от взаимных нападок. Империя не симпатизировала расам, отличным от славиодной, но еще больше не симпатизировала бунтам, направленным против какой бы то ни было из рас. Люди знали, что если они начнут устраивать беспорядки, то будут наказаны. Потому-то они не устраивали их. Все четыре расы обитателей Империи жили в согласии и мире, потому что их силой принуждали жить в согласии и мире.
Теперь никто не принуждает их к этому, вот и настали плохие времена.
Обитателям осколков Империи необходимо винить кого-то в этом развале, искать козла отпущения. Вот они и винят во всех бедах друг друга.
Во время краха жители стояли перед выбором — встать на сторону приверженцев Республики или оставаться верными Империи.
Теперь же представители всех рас, населяющих систему Империи, задают себе вопрос: а зачем им вообще нужна какая-то верховная власть? Они начинают задавать себе вопрос: зачем же оставаться в составе Новой Республики, если она не в состоянии навести порядок?
Почему бы не жить отдельным регионом, общностью, деревней и иметь собственное, местное правительство?
Как бы ни была слаба и нелояльна самой себе Республиканская власть, даже она понимает - если позволить Новой Республике ещё раз разделиться на составные части, то идея сепаратизма может привести к повсеместному хаосу. Республика выродится в лоскутное одеяло, составленное из мини-империй и государств-уродцев.
"Доброжелатели" из Миров Хаоса - антипода и заклятого врага Империи - только этого и ждут, более того, уже и не скрывают своих намерений. "Да, ситуация не из простых" - твердят они - "но что плохого в дальнейшем разделе Республик? Разве это имеет значение, если все эти маленькие страны станут суверенными, и на них воцарится мир, и они не станут никому угрожать?"
Думаю, они не хуже нас с вами видят суть дела. Эти будущие "маленькие страны" уже угрожают друг другу, и только и ждут момента вцепиться соседу в глотку. Без каких-либо исключений во главе их стоят демагоги, будоражащие чернь, а черни необходимы враги. Люди нуждаются в тех, на кого можно свалить всё. И никакого мирного развода "по-хорошему" в Новой Республике не будет. Куда реальнее война, мятежи, бесконечные кровавые бойни.
Если прежде врагом каждого честного человека была Империя, то теперь врагом становятся расчленение единого государства и последующий необратимый хаос.
Если положение ухудшится, правительству Новой Республики останется только прибегнуть к тем же мерам, к каким прибегало имперское правительство. Чтобы предотвратить столкновения, оно вынуждено будет ввести внутренние войска, навязать свою волю населению по примеру имперских властей.
Принципиальное отличие от имперской ситуации будет лишь в одном - нельзя быть уверенным, что Республика сможет навести порядок.
— У нас в секторе нет, по существу, никаких тяжелых судов.
— Но разве нельзя вызвать суда и войска из других районов сектора?
— Это будет стоить огромных денег, которых у нас просто нет, кроме того, слава Провидению, сейчас нет особой нужды в военных кораблях или армиях. Вооруженные силы практически расформированы. У нас множество республиканских и бывших имперских судов, но большинство из них законсервированы или разрезаются на металлолом. Немало судов, которые считаются пригодными для выполнения боевых задач, находятся в доках, где подвергаются модификации. Те же суда, которые можно использовать, находятся на патрульной службе в других секторах.
— Но должны же быть хоть какие-то силы в резерве!
— Они есть, но их немного. А для того, чтобы пустить в дело те резервы, которыми мы располагаем, потребуется время. Как говорится, где тонко, там и рвется. Никогда еще за многие годы боевая готовность наших сил не была на таком низком уровне, как сейчас.
— Тогда будем надеяться, что не произойдет ничего такого, ничего такого, к чему нужно готовиться, думаю, надежды на это мало, но, как говорится, Бог не выдаст, свинья не съест.
— Но что же следует предпринять?
— Да ничего мы не можем предпринять. Разве поизящнее слить ситуацию, минимально потеряв при этом лицо.
P.S. Этот текст, собственно, с небольшими дополнениями и изменениями взят из произведения, очень далёкого от тематики общественно-политических катаклизмов, угадайте, какого? :)
03.07.2010, 00:45 [11573 просмотра]