8 марта - это еврейский пурим?
Популярная версия того, почему "женский день" отмечается именно 8 марта, такова: 8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Была ли эта манифестация сколько-нибудь выдающейся - вряд ли кому-то теперь известно точно, ведь предложение праздновать Международный женский день было внесено аж в 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене.
Часто пишут, что внесла это предложение небезывестная социалистка Клара Цеткин, которую некоторые "желтоватые" историки считают даже любовницей Ленина (Клара была на 13 лет старше Ильича) :) Другие источники называют и Розу Люксембург, и некую Лени Грюнберг - всё это социалистки, присутствовавшие на конференции.
Популярная в последние годы тема о том, что 8 марта - это еврейский праздник пурим, установленный в память о геноциде евреями персов, берёт начало, похоже, со статьи студента-богослова Андрея Падо и комментария к ней о. Андрея Кураева, вот первоисточник, приведу лишь одну развёрнутую цитату:
Вот только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален. Что ж, сегодня это факт, без которого невозможен серьезный разговор об истории революционного движения в Европе рубежа XIX-XX веков. Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья".
Вспомнив это обстоятельство, попробуем вжиться в мир этих людей. Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд, использовать женскую энергию для борьбы с "эксплуататорами". И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки. Какому дню придать такое значение?
Революция, как известно, живет религиозным пафосом, она сама есть миф, а для мифа характерно мышление прецедентами. Нынешнее действие должно воспроизводить некоторый образец, архетип, впервые явленный миру в мифологически насыщенное "время оно". Надо подражать образцу. И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: Были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха?
Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д'Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура - Эсфирь...
Много веков назад она спасла свой народ от тирана. Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти также, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта.
Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть - поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого).
Этот замысел был бы всего лишь остроумен, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию.
Ну и так далее, прочитать всю версию о пуриме можно в статье и обсуждении.
Если сказать коротко, пурим празднуется в память о геноциде евреями более 75 000 персов, имевшем место примерно в 480 г. до Р.Х. Считается, что массовое убийство было разрешено евреям царём Ксерксом, которого склонила к этому его жена-еврейка, царица Эсфирь.
Любопытно, как политкорректно пишет о пуриме "Википедия":
Пурим — еврейский праздник, установленный, согласно библейской Книге Есфири (Эстер) в память спасения евреев, проживавших на территории Персидской империи от истребления их Аманом
Вот так-то :) Хотя в другом месте той же статьи:
Согласно книге Эсфири, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление; в царской столице Сузы (Шушан) избиение врагов продолжалось ещё один день, а празднование победы состоялось там 15 адара (Эсф. 9:1-2, 13-14, 17-19). По свидетельству Библии, весь еврейский народ принял празднование этого дня не только для себя, но и для всех будущих поколений. По всей видимости, лишь событие первостепенной важности могло послужить основанием для такого праздника, не связанного ни с Храмом, ни с каким-либо религиозным явлением
Но кто ж до конца читает :)
В версии о пуриме не всё гладко - в частности, перечисленных выше социалисток ряд историков считает вовсе не еврейками :)
Точно можно сказать лишь одно - в своём историческом происхождении этот праздник был вовсе не "днём весны и любви", как сегодня, а политическим действом, возглавляемым радикальными феминистками тех времён. И второе, что не вызывает сомнений, - каждый сам может разобраться, отмечать ли ему 8 марта... я лично ничего плохого в том, чтобы лишний раз поздравить женщин, не вижу :)
Жаль, конечно, что имеющийся в Православной традиции праздник Жён-мироносиц (третье воскресенье после Пасхи) давно и прочно забыт.
Кстати: ряд источников называет 23 февраля 1917 года по юлианскому календарю (или 8 марта 1917 по современному григорианскому) датой отречения Николая II от престола. На самом деле он, как будто, был ещё в Могилёве, а 23-го февраля только начались беспорядки.
08.03.2012, 23:36 [11413 просмотров]