О работе над стихотворным текстом...
Поскольку мне нечасто приходится переписываться на подобную тему, помещаю свой ответ-экспромт сюда. Имени и адреса автора вопроса не пишу, так как не спрашивал его разрешения на это.
перейду сразу к делу... В чем суть работы над стихотворным текстом, ты можешь рассказать? Может быть что-то посоветуешь чего прочесть? Кого выбрать в критики?
Привет,
я думаю, что объяснить это словами можно не более, чем езду на велосипеде или серфе - там работает, в основном, вестибулярный аппарат, так что все основные процессы совершаются бессознательно. Аналогия с чувством равновесия тем более уместна, что ощущение стиха сродни ощущению пространства. Хорошую заметку дал как-то Бродский, сказав, что наибольшее значение в стихе имеют "рейды между объектами":
Ткань, опьяненная собой, Вдыхающая краски света, Она испытывает лето, Как бы не тронута зимой (Мандельштам)
- затронуты сразу несколько чувств и противоположностей, внутренне пространство строфы огромно.
А вот пример плохой строфы (взята наугад с "Дуба мудростей" одного старого чата:)
Трепещет сердце в ожиданье, Лучше вслед мне не смотри, Не ожидаю я каких-либо признаний, Самое главное - идти.
Кроме почти всегда неуместного несоблюдения размера, плохо то, что вся строфа - почти единственный мотив движения - сердце трепещет, кто-то смотрит вслед, кто-то куда идет, и получается кособокое уродство. Эмоции большинства людей как раз достаточно не-гибки и монотонны, чтоб порождать именно такие тексты. Хотя при известной сноровке можно научиться писать неплохие марши или гимны :)
Всего методов написания я знаю 2.
1. Вообще ничего не писать, а только записать звучащее где-то в пространстве - единственно правильный.
2. Когда эмоции слабее, услышишь одну-две нормальные строчки, потом допишешь остальное чисто технически (повторяя в уме естественные строчки, пока к ним не прицепится подходящее по размеру и логике; лучше добавить еще естественных строк, даже взятых из других лет или тем).
Поскольку последние годы мне недостаточно внутреннего пространства для первого метода, пожалуй, все, что датировано позже 2003-04 написано как раз вторым. Вот типично:
Плоть времени - бумажные листы Уносит ветер за пределы мира.
- эти 2 строки естественны
Отравленным осколком пустоты Больное сердце грубого кумира.
- эти добавлены после многократного перечитывания в уме первых двух, в сущности, они плохи
Оставь глоток земли на чёрный день - Поить из раны соками своими, Мне от тебя досталась только тень, В глухой ночи потерянное имя.
- все четверостишие можно оценить как нормальное. хотя я не помню, какое из двустиший первое, изначально они вообще никак не были связаны ни друг с другом, ни с остальным содержанием стиха. Но размер, звучащий в голове, возвращает к жизни строки, которым, возможно, много лет.
Нам не узнать, с какой такой черты Пришёл огонь, и правда неизвестна.
- самое плохое место в стихотворении. Явно видно, что вымучено, чтоб закончить стих
"Где буду я, там завтра будешь ты. Иду, чтоб приготовить тебе место."
- очевидная отсылка к истории про Христа. Она хороша сама по себе, и сразу ясно, что эти строки могут только завершать стих. Вместе с 2 первыми строками первой строфы они и образовывали контур того правильного стиха, который где-то существует на вербальной карте, но от которого я, по слабости своей, смог увидеть только такие очертания :)
Еще насчет идеи "пространства" и "карты" -
я мало сомневаюсь в том, что вербальное пространство картировано, на определенном расстоянии между собой находятся не только "белый" и "черный", но и "пьяный" со "странным" или "напрасным". Расстояния эти мало связаны со смыслом или схожестью звучаний. Если и есть элементарные смыслы - они где-то на уровне слогов, как в пра-языках.
Я знаю об этом пространстве только 3 вещи -
оно существует именно как пространство, а идеи времени там, в сущности, нет;
оно тесно связано с эмоциями и почти никак с логикой;
все, что нужно - уметь находить в нем объекты.
Ну, некоторая общая закономерность прослеживается и в том, что депрессивные настроения лучше способствуют лирике, а эмоциональная приподнятость - стёбу... но это опять же как-то связано с идеей равновесия.
Несмотря на это, эмоциональное отношение автора к самому процессу стихосложения имеет мало значения - известны люди, писавшие хорошие стихи, которые как гордились этим своим свойством, так и стыдились его (Мандельштам: "писать стихи вообще-то стыдно").
На самом деле я развиваю первую пришедшую в голову аналогию.
Да, вот же из меня как раз на тему стихосложения, по-моему, исчерпывающе:
Есть Родина в звуках - Почувствовать речь И горечь разлуки на память сберечь Случайную встречу Минувших давно Дымов и наречий Познать не дано Я знаю, рожденье Стиха и зерна - Лишь звезд совпаденье, Лишь мук тишина.
А почитать, по законам парадокса, по-моему лучше всего прозу хороших поэтов любого направления - от Мандельштама и Есенина до дневников Хармса. Это похоже на то как мы, не будучи в состоянии смотреть на Солнце прямо, видим весь мир в его отраженном свете.
20.02.09
Статья отправлена на постоянное хранение
20.02.2009, 00:24 [13892 просмотра]