Принц Коровин из Амбара в Лабиринте заблудил...
Скоро здесь будет много нового и интересного,.. эх, вру, конечно, за начавшуюся пару недель надо бы разделаться с неотложными делами, чтоб потом заняться просто срочными.
"Для себя" времени не остаётся вовсе, разве что полчасика почитать перед сном. Оказалось, несмотря на некогда написанное
"Хроники Амбера", помнится, я "ниасилил"
творения Желязны - хорошее средство для засыпания, вот, подбираюсь к концу непрочитанного вовремя в детстве десятикнижия :) Ещё и фанфиков, оказывается, вон сколько...
Вообще, "Амбер" - идеальная капиталистическая фантастика, Вселенная как отражение семейных разборок кучки одержимых властолюбием дегенератов - отличная проекция картины современного "свободного" общества, управляемого кучкой иудейских финансовых магнатов. Вроде бы чистый дуализм и
инь-ян, "самая хаотическая семья" в центре Порядка, олицетворяемого Амбером - но с другой стороны и в центре Хаоса нет "приличной семьи"-противовеса, так что, как везде, "борьба зла со злом".
Второе, что запоминается из "Амбера" - вездесущая символика лабиринта, собственно, Вселенная "Амбера" есть побочный результат борьбы Лабиринта и Логруса, который тоже лабиринт :) А здесь сразу же возникает почти бесконечное поле для ассоциаций - от свастики, которая тоже лабиринт по происхождению, до Млечного Пути - возможно, первого лабиринта, в коем наши предки увидели прообраз всех остальных путей на свете, от узоров и танцев, по определению "лабиринтных", до глобального объединения в символе лабиринта всех ячеек и сетей в мире.
Лабиринт всегда рукотворен, поэтому, увидев лабиринт в природе, мы склонны и её считать рукотворной. Он всегда ведёт к центру крайне извилистым и запутанным путём, а в центре с героем происходит преображение, сводящееся к овладению неким высшим знанием. Вооружённый этим знанием посвящённый тем же путем возвращается обратно, в нашу реальность.
В свете этого лабиринт символизирует одновременно смерть и воскрешение, духовное возрождение через смерть - и именно так поняло лабиринт христанство. Во многих средневековых церквях Европы вплоть до 15-16 вв. лабиринт выкладывался мозаикой на полу, причём, лабиринт классического "минойского" типа. В монастырских садах и парках лабиринты встречались сплошь и рядом до середины 18 века.
Ещё раньше изображения лабиринта помещались у входа в культовое здание, служа защитой от злых духов, которые должны были в них заблудиться - в этой роли лабиринты использовались даже древними римлянами.
Ни в иудаизме, ни в исламе, "не нуждающихся" в идее Спасения, лабиринтов нет совершенно. Пожалуй, исчезновение лабиринтов из Европы отлично коррелирует с иудейско-ростовщическим, а в начале 21 века и подавляющим исламским влиянием в ней. В лучшем случае лабиринты вырождаются - до той же свастики как массового, а не сакрального символа или просто абстрактной путаницы - детской задачки.
Вот мы и подошли к глобальному отличию древних лабиринтов от современных - во всех древних лабиринтах нет ни перекрёстков, ни развилок. Заблудиться в них невозможно, начиная от входа, путь неуклонно ведёт к центру. В современных лабиринтах путаница непременна.
Возможно, всё что на самом деле произошло за последние несколько тысяч лет - лабиринты потеряли стройность и обросли тупиками, а отсюда уже весь бардак в Отражениях, распутица в головах, свержение самодержавий, вымирание достойных и доминирование неполноценных :)
И тогда ничем, кроме духовного вырождения, нельзя объяснить такие, к примеру, образы лабиринта Амбера из творений современных авторов:
Лабиринт
Не обязательно, конечно, лабиринт сводится к женской попе, есть и такое, в чём-то сохраняющее идею:
Лабиринт Амбера
и даже классический минойский лабиринт, по утверждению Рунета, вполне соответствующий эмберскому:
Минойский вариант лабиринта Амбера
Мне представляется, что всё это неверно, судя по тексту, принцы Амбера делали не настолько много кругов :) Если придерживаться описанной выше символики лабиринта как пути к перерождению и высшему знанию, классический одноуровневый лабиринт должен содержать 7 различных между собой троп, а центр будет "восьмым кругом", ведущим к небу.
Вспоминается по этому поводу
Пока семь кругов беспокойного звонкого лада Поэты идут и уходят от нас на восьмой (А. Башлачёв, На жизнь поэтов)
Вот тут текст написан не так, а я слышал в записи восемьдесят какого-то года так :)
Семь троп лабиринта, конечно, соотносятся с семью чакрами, семью цветами спектра и семью нотами, получается что-то вот такое:
Лабиринт Амбера из 7 троп
похожее на "неправильный овал" как написано у Желязны, или на мозг. И правда, такого типа лабиринты встречались у северных народов, так что вот он, наш православный Амбер:
Северный лабиринт Амбера :)
В центре - викинг, нашедший бутылку, только маленький :) А вот сам Амберский край откуда-то, эта карта понравилась мне больше остальных:
Карта Амбера
Ну а написать сообщение меня побудил смешной стишок из сегодняшнего сна, помню, что начиналось так:
Принц Коровин из Амбара В Лабиринте заблудил, Принц Коровин из Амбара Сына Мерина родил, Дуру Дару со Двора он Этим даром одарил (*)
(*) Корвин, Дара, Мерлин - персонажи "Хроник Амбера", Двор Хаоса - противостоящий Амберу полюс мира
Но вот не записал по пробуждении и всё забыл, а там шла история Амбера :( Мда, и о Картах - втором столпе Амбера - не сказал ни слова, но это, думаю, тема отдельной заметки.
Ссылка в тему: Алхимики Иерархии Звёздных Врат пересотворят Россию к 21 декабря 2012 года :)
Кстати: главную идею цикла - центр мироздания с бесчисленными Отражениями и правящей семьёй, погрязшей в интригах - мастер банально скоммуниздил у Фармера ("Многоярусный мир"). Не всегда украденное идёт во вред :)
21.05.2012, 12:27 [13241 просмотр]