БлогNot. Отчего бывают революции?..

Отчего бывают революции?..

"...лишь от недостатка эволюции", так я написал в статусе социальной сети, и на этом, собственно, статью можно закончить.

Россия умерла. Ровно 100 лет назад. На удивление, столетие трагической её гибели (после тяжёлой и продолжительной болезни) прошло без плясок на костях, ряженых казачков и словесной пачкотни об единстве и национальном примирении. Может, даже у нынешней власти хватило здравых рефлексов не ворошить лишний раз столетней давности прах, а может и впрямь сочли повод малозначительным - чего там отмечать-то, ещё ведь даже Медведева не было на свете.

Россия умерла. Но она было серьёзно больна уже к 1881 году, когда убийство террористами царя-освободителя Александра II на время повернуло историю вспять, и пришли Александр III с Победоносцевым, 1905-й год, Первая Мировая, блаженный Николай II, охотившийся на ворон и кошек, герой шуточек вроде "Царь с Егорием, а царица с Григорием", да много чего было, но нормальной терапии в виде Конституционной монархии - строя, при котором страна могла бы жить до сих пор, она вовремя не получила, а лечение после 1905-го оказалось запоздавшим и паллиативным.

Могла ли страна избежать той катастрофы? Это всё равно, что спрашивать, могло ли не быть уже произошедшего землетрясения. С революциями дело обстоит примерно так же - мы неплохо можем описать зоны сейсмической опасности и затем, уже после произошедших разрушений, удивляться "слепоте" сейсмологов, не сумевших вовремя нас предупредить. Но конкретных методик предсказания землетрясений не существует, как нет их и для революций.

Да, пять признаков революции от Джека Голдстоуна имеют смысл, я бы мог добавить к ним и ещё какие-нибудь, например, подросшее и не нашедшее себе места в обществе "поколение демографического взрыва", которое всегда в революции присутствует, но всю проблему можно описать короче. Основную причину всех революций я в этом блоге уже формулировал:

1. Что рушит режимы? Отсталость общественных отношений, а только во вторую очередь экономика или политика
2. В чём суть этой отсталости? У общества нет модели будущего, а у соседних обществ или сообществ есть (у царской России была, но негативная – "хранить истинную веру", в СССР была позитивная – "построить коммунизм", у РФ ничего)
3. Побеждают те, у кого модель будущего есть (всемирная "демократия", всемирный халифат). В наше убогое время выше георгафической всемирности просто не идут. Ну а РФ – даже не на обочине современной истории. Просто не субъект её. Заповедник алкашей и крепостничества
http://blog.kislenko.net/show.php?id=1552

У царской России с экономикой было, по большому счёту, всё в порядке. Особенно по сравнению с последующими голодом и гражданской войной. Но сословная архаика, упорное сопротивление неизбежной секуляризации и затянувшаяся на 40 с лишним лет земельная реформа предопределили то, что случилось.

Очереди за маслом и привилегии партийных "секретарей" в позднем СССР не шли ни в какое сравнение с социальным расслоением и общественными конфликтами 90-х, но дороги назад не было просто потому, что советская власть в уже наступающую эпоху компьютеров, потребительства и социальной психологии всё ещё барахталась между мифами о "программе построения коммунизма" и "советском народе", в которые сама не верила.

К чему не готова Россия сегодня? Прежде всего, к социальной мобильности, для которой нужны, во-первых, национальная буржуазия, стремящаяся к политической власти и построению органичного для неё национально-буржуазного государства, и, во-вторых, средний класс, обладающий собственностью, владеющий малым бизнесом и независимый идеологически.

Зачатки прогрессивной "несырьевой" буржуазии были разгромлены ещё на рубеже 2010-х, а мастерски созданные "кризисы" фактически добили средний класс, достигший в "благополучные" за счёт высоких цен на нефть "нулевые" годы численности едва ли не в 10–15% населения.

Искусственная и заведомо недолговечная мобилизация общества "крымнашем" и "санкциями" не то, чтобы не решает никаких проблем, а, скорее, усугубляет их, ведь архаизация общественных отношений от попыток сплотить страну химерами "внешних угроз" только усиливается.

Главной угрозой для будущего России являемся мы сами, желающие жить лучше, чем сосед, но при условии, что лучшую жизнь нам обеспечит государство, да ещё и накажет при случае соседа за "неправильные взгляды".

Мы, рассчитывающие на некие преференции не за труд и даже не по праву рождения, а именно за идеологическую верность.

Мы, готовые принести в жертву половину семейного бюджета за сомнительную честь быть "великой державой", оттяпавшей у соседней страны "исконно наш" полуостров, поссорившейся почти со всеми естественными союзниками и лезущей во взрывоопасные ближневосточные конфликты.

Но люди быстро способны становиться другими, если рушатся структуры, в которые они встроены. Проблема медвепутов состоит не в том, что каждый человек может стать или оказаться свободным, она в том, что человек по определению и фундаментально свободен. Человек способен учиться и становиться другим. И не за два-три поколения, а за считанные дни. Как показывает шокирующий опыт обеих русских революций XX века, построенный на лжи и архаике "общественный консенсус", увы, обычно в считанные дни и рушится.

09.11.2017, 10:34 [2151 просмотр]


теги: россия общество история экономика

К этой статье пока нет комментариев, Ваш будет первым